ЕСЛИ В ДТП ВИНОВАТА ДОРОГА.
Что делать при ДТП по причине
неудовлетворительных дорожных условий.
Немного теории.
По статистике, практически в половине ДТП сопутствующей причиной являются неудовлетворительные дорожные условия. Обращаю внимания именно сопутствующей. Количество ДТП в которых «виновата» непосредственно дорога, значительно меньше. К недостаткам дороги можно отнести: ямы и просадки полотна, занижение обочины, посторонние предметы на проезжей части, гололёд и т.п.

Для того, чтобы непосредственной причиной ДТП явились дорожные условия, необходимо наличие трёх факторов:
- несоответствие параметров и состояния дороги государственным требованиям по безопасности дорожного движения;
- отсутствие нарушений ПДД со стороны водителя;
- наличие причинно-следственной связи между конкретным недостатком дороги и произошедшим ДТП.

Можно ли взыскать деньги за ущерб, причинённый ввиду неудовлетворительных дорожных условий? Ответ – «ДА». Если в ДТП действительно «виновата» дорога, а полученный ущерб стоит того, чтобы тратить на него время и деньги, то требовать возмещение однозначно стоит. В стране имеется вполне сложившаяся судебная практика, главное правильно собрать доказательства виновности дорожников, а это делается непосредственно на месте ДТП.
Что касается нарушения скоростного режима водителем и связи его с ДТП: сотрудники ГИБДД, прибыв на место ДТП, в большинстве случаев, составляют документ о том, что водитель нарушил п. 10.1 ПДД, а именно «двигался со скоростью не соответствующей дорожным и метеорологическим условиям».

Ни в коем случае не соглашайтесь с таким документом (постановление об административном правонарушении, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении). Данный документ необходимо обжаловать.

Как определить имеются ли в действиях водителя нарушения, покажу на примерах:
Первый вариант: если водитель двигается по дороге, имеющей снежный накат и зимнюю скользкость (гололёд), при этом прекрасно видит и осознает это, то ответственность за выбор скорости полностью лежит на нём. Если дорога не позволяет двигаться дальше без обеспечения должной безопасности, водитель должен остановиться. В случае, если из-за гололёда его «сбросит» с дороги, то в этом виноват сам водитель.

Второй вариант - водитель едет по прекрасному участку дороги, с соблюдением установленной скорости, на его пути нет никаких предупреждающих об опасности знаков. И если в этом случае он попадет на участок дороги с гололёдом, о котором его не предупредили и который он не был в состоянии увидеть, и результате произойдет ДТП, то вины водителя в этом нет.
В первом случае, водитель был осведомлён о плохом состоянии дороги, поэтому в соответствии с п. 10.1 он должен был двигаться в соответствии с её состоянием (плохим состоянием). Во втором случае, участок дороги с неудовлетворительными дорожными условиями возник для водителя неожиданно.

Что нужно знать:
При дорожно-транспортных происшествиях по вине неудовлетворительного состояния дороги, вызываются сотрудники ГИБДД. «Европротокол» в подобных случаях не заполняется.

Сообщая о случившемся в полицию, обязательно укажите, что ДТП произошло ввиду неудовлетворительного состояния дороги, чтобы на место прибыли сотрудники дорожного надзора.

Полис ОСАГО в подобных случаях не действует. Что касается добровольного страхования (КАСКО), то все зависит от условий страхования, которые отражены в выданном Вам полисе и в Правилах страхования.

Если будет установлено, что причиной ДТП явились неудовлетворительные дорожные условия, то вред возмещается собственником дороги, либо организацией ответственной за ее содержание.
Первоначальные действия
  1. Выполните обязанности, предусмотренные п. 2.5 Правил дорожного движения: «остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части, водитель обязан соблюдать меры предосторожности».
  2. В первую очередь обратиться к возможным очевидцам и попросить их данные для связи. Следует учитывать, что некоторые из очевидцев происшествия могут отказаться от участия в судебном заседании по разным причинам. Поэтому необходимо взять данные как можно большего количества свидетелей.
  3. Если впереди Вас или после, опасный участок проезжали автомобилисты, поинтересуйтесь на предмет наличия у них работающего видеорегистратора и возьмите контакты. Запись будет дополнительным доказательством.
  4. Прибывшие на место ДТП дорожные службы могут ликвидировать недостатки дороги, поэтому в первую очередь необходимо их зафиксировать с помощью фото и видеосъёмки.
  5. Зафиксируйте с помощью фото и видеосъемки следы на дорожном покрытии, которые могут быть уничтожены проезжающими автомобилями или осадками. Это может быть тормозной след автомобиля, следы контакты частей автомобиля с дорожным покрытием, отлетевшие части деталей автомобиля и т.п.
  6. С помощью видеосъёмки зафиксируйте наличий (отсутствие) каких либо дорожных знаков, предупреждающих об опасности, или ограничивающих скорость.
  7. Зафиксировать повреждения, полученные автомобилем.
Как правильно проводить фото и видеофиксацию:
- Съемку желательно проводить с указателем даты и времени;
- Снимков и видео много не бывает, чем больше Вы зафиксируете, тем лучше;
- Не стоит надеяться, что сотрудники полиции все зафиксируют;

При съёмке помните, что снимки и видео будет смотреть тот, кто не был на месте, и он должен понять реальную картину произошедшего.

- Фотографируйте с разных ракурсов, от крупного плана к мелким деталям;
- Для фиксации размеров используйте подручные средства – спичечный коробок, денежная купюра и т.п.;
- Зафиксируйте ориентиры, которые позволят безошибочно определить место ДТП: дорожные знаки, километровые столбы, здания, линии ЛЭП и т.п.;
- На снимках автомобиля крупного плана обязательно должны быть видны государственные регистрационные знаки;
- Фиксируйте повреждения автомобиля, чтобы по снимкам можно было определить характер их образования. Масштабируйте повреждения с использованием подручных предметов.

Отлетевшие детали и осколки деталей автомобиля, осыпи грунта и стекла, разливы жидкостей, царапины и следы волочения на дорожном покрытии, следы скольжения и торможения. Ничего не должно оставаться без внимания. И важно знать, что настоящую картину произошедшего показывают мелкие осколки и детали, так как они не разлетаются далеко от места контакта.
Взаимодействие с полицией.
Не питайте иллюзий по поводу вашей невиновности. Как я писал выше, прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД, могут обвинить Вас в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.

Ваша задача добиться, чтобы сотрудники ГИБДД привлекли к ответственности дорожную организацию, или, как минимум, правильно и полно зафиксировали обстановку на месте дорожно-транспортного происшествия, особенно в части неудовлетво-рительных дорожных условий.

При даче объяснения сотрудникам ГИБДД говорите только то, что видели сами, а не знаете с чужих слов. Не выдавайте чужие мысли за свои. Воспринятая Вами картина произошедшего, может поменяться после того, как Вы выслушаете многочисленных свидетелей. Но все люди могут ошибаться, в том числе и «свидетели». Поясняйте только то, что видели, слышали и чувствовали сами. Тем более не пишите под диктовку сотрудника полиции его видение произошедшего.
Никогда не указывайте точных значений расстояния и скорости. Любая ошибка в дальнейшем сыграет против Вас. Если не можете определить такое значение, а сотрудники полиции требуют его указать – не слушайте других и не выдумывайте. Указывайте пределы значений: «скорость была от 20 до 40 км/ч», «не более 60 км/ч», «расстояние было 10-30 метров».

Сотрудник ГИБДД не обязан фиксировать все поврежденные детали. Указываются только наименование детали, повреждение которой установлено при визуальном осмотре. Внимательно прочитайте какие повреждения указаны. В любом случае будет не лишним написать о возможных скрытых повреждениях.

На схеме ДТП, кроме обозначения самих дефектов дорожного покрытия, должны быть указаны и их размеры. Своей подписью в схеме ДТП Вы соглашаетесь с тем, что на ней зафиксировано. Если Вы с чем-то не согласны, не стесняйтесь указать об этом при подписании.

Помните, что не стоит отказываться от подписания схемы ДТП либо иных документов. Отказываясь от подписи, Вы даёте возможность вписать в документы любую информацию.

Требуйте от сотрудников полиции составления акта обследования дорожных условий в месте совершения дорожно-транспортного происшествия. Обязательно укажите об этом в объяснении.

Если в отношении Вас составляется протокол, либо выносится постановление о том, что Вы нарушили Правила дорожного движения, пишите что «не согласны» с ним.

Если в отношении Вас вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, внимательно прочитайте его. Определение выносится, когда нет состава правонарушения, другими словами - когда за нарушение нет административной ответственности. При этом в нём может быть указано, что Вы нарушили Правила дорожного движения.
Установление собственника дороги и организации, отвечающей за её содержание.
Для предъявления требования о возмещении причинённого ущерба, Вам необходимо выяснить, кто является собственником дороги и кто содержит её.

Большинство дорог в стране принадлежит государству - Российской Федерации (федеральные дороги), субъекту Федерации (региональные дороги), муниципалитету (местные дороги и улицы поселений).

Выяснить кому принадлежит участок дороги, на котором произошло ДТП и кто его обслуживает, можно в соответствующем подразделении ГИБДД, либо в органах власти.
Определение ущерба.
Внимание: в случае отказа в добровольном возмещении причиненного вреда, ремонтировать автомобиль до суда не желательно.

В суде может быть назначена экспертиза с целью определения механизма образования повреждений и возможности образования повреждений в определенной дорожно-транспортной ситуации. А для этого нужен осмотр автомобиля экспертом.

Если всё-таки имеется острая необходимость в ремонте, то необходимо провести фиксацию повреждений экспертом-трасологом.
Для расчёта полной стоимости ущерба, необходимо произвести оценку либо независимую экспертизу.
Обязанность приглашать на осмотр представителя виновного лица законом не предусмотрена. Но всё же желательно сделать это, отправив за 2-3 дня телеграмму с указанием места и времени осмотра, либо зарегистрировать приглашение в канцелярии организации.

Примерный текст приглашения (телеграммы):
«Прошу прибыть Вашего представителя на осмотр ТС (марка/модель, гос. номер), повреждённого в результате падения (что упало), (дата, время, место происшествия). Осмотр состоится (дата, время, место осмотра), контактное лицо: , тел.:____-____-__-__.»
Пригласить на осмотр необходимо как собственника дороги (соответствующую структуру или учреждение), так и организацию, осуществляющую обслуживание.
Досудебное урегулирование.
Направление досудебной претензии с просьбой добровольно компенсировать причинённый вред необязательно, но возможно, что никто не захочет судебного разбирательства и Вам выплатят деньги.

Претензия направляется как собственнику дороги (соответствующую структуру или учреждение), так и в организацию, осуществляющую её обслуживание.

К претензии необходимо приложить документы, подтверждающие размер ущерба.
Обращение за защитой своих прав в судебные органы.
Если переговоры не удались, и в удовлетворении претензии было отказано, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением.

В качестве соответчиков необходимо привлечь собственника дороги и обслуживающую организацию.

В исковом заявлении необходимо просить суд истребовать из соответствующего подразделения ГИБДД материалы, собранные сотрудниками на месте ДТП.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017
«Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
(выдержки)
Дефект - несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.
Момент обнаружения - дата и время регистрации поступления информации о наличии дефекта уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Момент обнаружения зимней скользкости - дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Срок устранения дефекта - время с момента обнаружения дефекта до его устранения.
Уплотненный снежный покров (УСП) - специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.
Эксплуатационное состояние дороги - состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.
Категории дорог и улиц:
5.1.1. Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов**, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.

Посторонние предметы должны быть удалены:

- с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения;
- с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения.

Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.

5.1.2. Покрытие проезжей части дорог и улиц, укрепительных полос и полос безопасности не должно иметь загрязнений (розлив горюче-смазочных материалов, россыпь грунта, торфа и т.п.) площадью 1 * и более.

Загрязнения должны быть удалены на дорогах категорий IA-IB, II с четырьмя полосами движения и группах улиц А-Г в течение одних суток, на остальных дорогах и улицах - в течение 3-х сут.

5.1.3. Покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 *, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 *.

Загрязнения должны быть удалены в течение 3-х сут, отдельные разрушения - в течение 7 сут.

5.2.4. Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице:
5.2.5. Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 сут. с момента обнаружения.

5.2.6. Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

5.2.7. Не допускается разрушение крышек люков и решеток дождеприемников. Разрушенные крышки и решетки должны
быть заменены в течение 3-х часов с момента обнаружения.

8.1. На покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1:
8.2. Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA-III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
Дефекты покрытия проезжей части
Выбоина - местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;
Пролом - полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;
Просадка - деформация дорожной одежды, имеющая вид углубления с плавно очерченными краями, без разрушения материала покрытия;
Сдвиг, волна - неровности в виде чередующихся поперечных выступов и впадин с пологими краями, вызванные смещением верхних слоев дорожных одежд капитального и облегченного типа;
Гребенки - неровности в виде чередующихся правильных и четко выраженных поперечных выступов и впадин на покрытиях переходного типа;
Колея - деформация покрытия с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора;
Необработанные места выпотевания вяжущего - Излишек вяжущего на поверхности покрытия с изменением его текстуры и цвета.
Дефекты обочин и разделительных полос
Занижение обочины и разделительной полосы - участки обочины или разделительной полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения;
Возвышение обочины и разделительной полосы - Участки обочины или разделительной полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, возвышающиеся над поверхностью проезжей части;
Повреждения обочин с дорожной одеждой переходного типа и разделительных полос - разрушения дорожной одежды в виде отдельных просадок, выбоин и колей;
Повреждения (деформации и разрушения) неукрепленных обочин - разрушения в виде углублений и впадин;
Отдельная выбоина или пролом на укрепленной части обочины, краевых полосах и полосах безопасности - деформации дорожной одежды или разрушения покрытия капитального и облегченного типов в виде углублений без выпучивания и образования трещин на прилегающих участках;
Растительность на обочине - Трава и древесно-кустарниковая растительность.
КОНТАКТЫ
(3494) 29-15-10
902-829-45-08
(АДВОКАТ РЕБЕРГ)
951-992-28-20
(ПОМОЩНИК)
629300, Ямало-Ненецкий
автономный округ,
г. Новый Уренгой,
ул. Геологоразведчиков
д. 8А кв. 74
Адвокат: Реберг Дмитрий
Викторович
Помощник: Вощинец
Наталья Сергеевна
office@rebergdv.ru
(ПОМОЩНИК)
advokat@rebergdv.ru
Мы работаем с понедельника по четверг с 17 до 19 часов, пятница с 17 до 18 часов. В выходные дни и в иное время возможен прием по предварительной записи либо Вы можете задать вопрос on-line.
По всем вопросам можете обращаться
по любому из указаных мессенджеров
© АДВОКАТ РЕБЕРГ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ, 2014

САЙТ «РЕБЕРГ.РФ» ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНЫМ САЙТОМ АДВОКАТА РЕБЕРГА ДМИТРИЯ ВИКТОРОВИЧА.

ДАННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС («РЕБЕРГ.РФ»), А ТАКЖЕ ИНФОРМАЦИЯ РАЗМЕЩЕННАЯ НА НЁМ, ЗАЩИЩЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗМЕЩЁННОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕГУЛИРУЕТСЯ НОРМАМИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ССЫЛКА НА «РЕБЕРГ.РФ» ОБЯЗАТЕЛЬНА. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЮБЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ
САЙТА В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, ЕСЛИ НА ЭТИ ДЕЙСТВИЯ НЕТ ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ АВТОРА САЙТА.

ИНФОРМАЦИЯ, РАЗМЕЩЁННАЯ НА ДАННОМ САЙТЕ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТОЙ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ ПО КОНКРЕТНОМУ ВОПРОСУ ИЛИ
ПРОБЛЕМЕ. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ПРИНЯТЫЕ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА